Духовность и воздержание - ВЗАИМОСВЯЗЬ

Описание

 Читаю книгу Йона Кулиану «Эрос и магия в эпоху Возрождения». На мой взгляд, некоторые пассажи могут объяснить принципиальную антисексуальность исторического христианства, и, в особенности, раскрыть тайну монашества. И, кроме того, понять сексуальные практики некоторых христианских сект, в частности русских хлыстов. Я давно подозревал, что половое воздержание монахов имело мало общего с этикой и моралью – это религиозная и магическая практика, призванная усилить мистические возможности адепта и помочь ему прорваться за пределы физического существования. Со временем, мистическая составляющая потерялась и практика выродилась в морализаторство. Но на архетипическом уровне связь между сексом и мистикой сохраняется, возможно, этим объясняются разного рода сексуальные эксцессы в монашеской среде, о которых мы так много слышим в последнее время. К сожалению, говоря о любви, сексе, мистике мы вкладываем в эти слова современный смысл, когда как религиозные тексты, созданные в поздней античности и в средние века, вкладывали в эти слова иное содержание и, когда мы реконструируем мир воображаемого прошедших веков (т.е. прямой смысл старых текстов), то картина получается весьма не тривиальная.

Дадим слово самому Кулиану который приводит ряд цитат из сочинения Джордано Бруно «О связях вообще»:
«Семяизвержение ослабляет связи, между тем как удержание семени их укрепляет. Тот, кто желает связать, должен показывать те же чувства, что и тот, кого нужно связать. Вот почему, когда мы возбуждены на пиру или после него, в нас проникает Купидон. Смотри: воздержание – это начало [магической] связи, умеренность предшествует голоду, а голод толкает к поиску съестного».
«Есть связь, порожденная семенем, которое само тянется и притягивает к себе, чтобы осуществить свой акт. Вот почему, если оно (семя )частично извергается, сила связи тоже частично ослабевает»
«Связи Купидона, которые были сильны до совокупления, ослабевают после умеренного семяизвержения, и любовный жар утоляется, хотя объект желания не перестает существовать».
«Есть связь, порожденная семенем, которое само тянется и притягивает к себе, чтобы осуществить акт».
То, что Бруно хочет сказать, не имеет никакого отношения к практике coitus rezervantus: он просто рекомендует манипулятору быть воздержанными в то же время страстно желать объект. Ведь утверждает же он в другом месте, что «чем человек добродетельней, тем больше у него возможностей связывать [других]». Однако ему так же следует культивировать в себе любовь, совершенно отличную от абстрактной любви «мастурбирующего отшельника». В самом деле, ему следует тщательно культивировать ту же страсть, какую он хочет пробудить в жертве, при этом стараясь, чтобы им не овладели его собственные фантазмы, а так же ему не следует допускать ослабления желания, иначе прочность связей ослабеет.
Теория зависимости между воздержанием и манипулятора и его магическими или пророческими способностями весьма древняя и многозначная. Мы видели, что в античной медицине была установлена тесная связь между работой голосовых связок и семяизвержением. В медицине Возрождения эти два вида выделений – голоса и спермы – тоже тесно связаны, поскольку лишь они представляют собой два ощутимых пути, по которым дух покидает тело. Само собой разумеется, обильная потеря спермы повлияет не только на голос, все виды духовной деятельности субъекта так же будут затронуты, и наоборот: если говорить слишком громко, возникнет тот же эффект. Явление, противоположное «истечению духа», — это накопительство спермы, которое вызвано, помимо прочего, сексуальным воздержанием.
Все эти мысли собраны Франциском Меркури ван Гельмонтом, сыном знаменитого ятрохимика, последователя Парацельса Яна Батиста ван Гельмонта в его трактате [Кратчайшее начертание естественного еврейского алфавита], вышедшем в 1657 году: «Если семя не выпущено, оно преобразуется в духовную силу, которая сохраняет возможности воспроизведения спермы и придает силу дыханию во время разговора».
В своем сочинении «О связях в общем» Джордано Бруно, без сомнения, ссылается на подобную доктрину, превознося воздержание за его способность создавать vincula, магические связи». (С. 218 – 220).
Я бы обратил внимание на связь голоса и спермы. Звуки голоса производятся дыханием, дыхание имеет непосредственное отношение к духу. Дух в те времена понимался как субстанция, при помощи которой осуществляется связь тела и души, а с другой стороны – связь человека и мироздания. Я писал в статье об Иисусовой молитве, что дыхание, движение воздуха – видимый знак того, что тело живет. Поскольку в результате излияния спермы в тело женщины образуется новая жизнь, то естественно предположить, что в сперме тоже содержится дух. Возможно (я в этом уверен), это понимание скрыто в словах ап. Иоанна о рождении Иисуса «не от семени мужа». Вообще, когда в наших, новозаветных текстах говорится о любви всем, что с ней связано, надо иметь в виду особенности понимания любви в те времена. Собственно, любовь = связь.

По материалам: andber LiveJournal

11:09
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.